Skip to main content

Автоматизация документооборота с помощью ИИ. Чек-лист по внедрению.

June 26 2025

Старые системы обращения с документами слишком трудоемки, подвержены рискам воздействия «человеческого фактора», и, в конечном счете, просто неэффективны. Поэтому в данной статье мы разберем как автоматизация документооборота с помощью ИИ внедряется в компании. Для практиков наибольший интерес в данной сфере представляют ИИ-решения, которые позволяют освободить сотрудников от совершения рутинных операций. Не зря сейчас четверть международных компаний интегрировали ИИ в свою деятельность. И степень интереса только растет: более 80% топ-менеджеров нацелены на полноценное внедрение нейросетей в бизнес-процессы на горизонте 2025-26 годов.

Понятие автоматизации в документообороте

Исследования показывают, что рабочие процессы продолжают страдать от человеческих недостатков: 

  • 80% сотрудников и руководителей ощущают нехватку сил и времени;
  • средний сотрудник отвлекается каждые 2 минуты;
  • в среднем за день у работника происходит 275 прерываний;
  • 60% рабочих встреч происходит в спонтанном формате. 

Все это снижает эффективность работы человеческого персонала, в том числе в сфере обращения с документами. Поэтому тема “автоматизация документооборота” приобретает для бизнеса все большую актуальность, тем более, что постоянно появляются соответствующие программные решения. Сейчас стало возможным массовое распознавание даже сложных документов, с последующим извлечением данных и совершением шаблонных действий, интеграцией функций классификации и поиска. Прогрессу способствовало как развитие новых технологий, так и совершенствование моделей ИИ.

автоматизация документооборота

Рисунок 1. Ключевые технологии, сделавшие возможным массовую автоматизацию документооборота

Сейчас новые решения по автоматизации работы с документами доступны для обычных пользователей, в том числе малого бизнеса и стартапов. Базовые возможности многих сервисов бесплатны или доступны в демоверсии. Однако для более глубокой и массовой обработки документов требуются более продвинутые решения.

Рисунок 2. Примеры сервисов для обработки документов

В целом зарубежные сервисы более технологичны и больше подходят для автоматизации. Но санкции и политика давления на зарубежные аналоги стимулируют процессы перехода на российские решения. Дополнительными их плюсами является интеграция с отечественными системами ЭДО и лучшее понимание специфики русского языка.

Этапы внедрения

Внедрение решений по автоматизации документооборота зависит от сферы их применения. Выделяют следующие ключевые направления:

  • Структурирование информации из файлов различных форматов (PDF, сканы изображений и т.д.). Сервисы выделяют нужные поля и группируют данные.
  • Классификация по заданным признакам (тип, сроки и т.д.). Отобранные документы автоматически отправляются в нужные подразделения.
  • Проверка корректности документов. Функция нацелена на профилактику рисков мошенничества и ошибок.
  • Стандартизация документов. Они приводятся к единому для всей организации (ее подразделений) формату, соответствующему отраслевым нормам.
  • Сравнение документов. Позволяет сравнивать разные версии одного документа.
  • Суммаризация. Излагаются выводы по одному или нескольким документам. Возможно дальнейшее уточнение по всей базе.
  • Автоматизация форм и шаблонов. Стандартные данные переносятся из одних документов в другие.
  • Создание документов на базе шаблонов и актуального контекста.     

После отбора нужных направлений автоматизации оценивается следующие параметры: бюджет, выбор доступных сервисов, сроки внедрения, степень интеграции с действующим программным обеспечением, готовность к возможному масштабированию.

Отдельным этапом идет оценка и профилактика рисков. Требуется заранее определить проблемы, связанные с конфиденциальностью данных, уровнями доступа, учетом «человеческого фактора», кибербезопасностью. Автоматизация влечет и юридические риски — некорректно заполненные документы могут привести к проблемам с банком или ФНС.

В целом при полноценном внедрении, автоматизация документооборота появится в вашей компании ориентировочно от 3 до 6 месяцев.  

Особенности автоматизации

Теоретически понятно, что бизнес получает значительные выгоды от автоматизации. Увеличивается скорость документооборота, снижается стоимость обработки документов, сокращается потребность в занятом рутинными операциями персонале и т.д. 

Для иллюстрации выгод внедрения автоматизации стоит привести несколько примеров:

  • АО «ОДК-Авиадвигатель» внедрил систему Directum RX Intelligence для работы с бумажной документацией. Результат: скорость обработки документов возросла на 60%, а время подготовки резолюций сократилось на 40%.
  • Тот же поставщик внедрил ИИ-систему, которая позволила автоматически обрабатывать 6,5 тыс. писем и документов в месяц. Результат: скорость отправки стандартных документов снизилась с 3 дней до 2 минут, а время их обработки уменьшилось в 3 раза.  
  • «Русатом» внедрил систему интеллектуального анализа нормативной документации, что привело к снижению времени обработки на 50%.
  • НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова внедрил решения от Yandex для быстрой обработки медицинских документов. В результате цикл согласования сократился с нескольких месяцев до 5-10 дней.    

С другой стороны есть и свои издержки: стоимость установки и обслуживания, затраты на обучение персонала, возросшие риски кибербезопасности, зависимость от определенных сервисов.

Чек-лист по внедрению автоматизации

Как можно оценить, готов ли бизнес к автоматизации документооборота? Для этого можно использовать профильный чек-лист. Каждый утвердительный ответ повышает степень готовности компании.

Таблица 1. Проверка готовности к внедрению автоматизации 

ЭтапКритерийПояснение
Бумажный документооборот заменен ЭДО?ДаЧем выше степень внедрения, тем легче проходит автоматизация
В компании ощущается влияние медленного документооборота?ДаЕсли да, то автоматизация действительно нужна, а не является следствием погони за трендами
Определены задачи и сферы автоматизации?ДаЭто поможет выяснить, какие конкретные сервисы нужны компании
В деятельности компании применяется ИИ?ДаЭто позволит сотрудникам и руководству быстрее освоить автоматизацию
Ситуация с кибербезопасностью и защитой данных контролируется?ДаЭто является важной предпосылкой для внедрения профильных сервисов

Заключение

Внедрение автоматизации документооборота на базе ИИ — устойчивый тренд развития бизнеса. По итогам 2024 года только сектор интеллектуальной обработки документов оценивался в $7,9 млрд. Прогнозируется, что к 2032 он вырастет до $66,7 млрд. Базой для такой динамики является потребность бизнеса в экономии трудозатрат, более эффективном использовании сотрудников, повышении скорости и качества документооборота. Однако предпосылкой для внедрения является не только потребность бизнеса, но и соответствие компании требуемым стандартам.

WB-Tech готов взять на себя весь процесс внедрения системы “автоматизация документооборота” «под ключ», начиная с оценки текущего состояния и заканчивая выбором и внедрением подходящего под конкретные нужды сервиса. Для записи на бесплатный аудит напишите сюда.

Автор статьи

Подпишитесь на блог WB—Tech

Никакого спама, только анонсы новых статей

    Наводим порядок в договорах и автоматизируем создание документов - WB—Tech


    Что мне дает логирование времени: стал увереннее и до 10 раз снизил зарплату сотрудников


    Автоматизировали рекрутинг: HR начал быстрее находить крутых специалистов - WB—Tech


    Как я самостоятельно стал программистом с нуля и без опыта устроился на работу - WB—Tech


    Jira Workflow: настройка рабочих процессов — сценарии достижения целей бизнеса