Как повысить рентабельность фермы: цифровая трансформация в вертикальном земледелии
Численность персонала и ресурсоемкость — факторы, влияющие на доходность вертикальной фермы. В этой статье мы поделимся мнением о сокращении расходов в интеллектуальном земледелии за счет внедрения автоматизации и качества данных. А также ответим на главный вопрос: Как повысить рентабельность фермы в 2025 году.
Первоначальный энтузиазм прошел
Население планеты растет — по оценкам ООН, его численность к 2050 году достигнет 9,8 миллиарда человек, а уже в 2100 году нас будет 11,2 миллиарда: традиционные источники продовольствия перестанут удовлетворять потребности всех.
Решением может стать вертикальное земледелие, первые успехи которого мы сейчас наблюдаем. По всему миру люди ежедневно употребляют продукты, массово выращенные в старых транспортных контейнерах и на переоборудованных складах.
Внешняя сторона вертикальных ферм очень привлекательна: они позволяют круглый год возделывать зелень, фрукты и овощи без пестицидов, экономя пространство, ресурсы и время. Вместе с тем, несмотря на потребительский спрос и активные инвестиции, на рынке по-прежнему мало продукции, произведенной по новой технологии.

Навигация по статье
Проблема отрасли — операционные расходы
Как автоматизация может увеличить рентабельность вертикальной фермы
Основа экономии — точные данные
Реальная информация для принятия решений
Удобное распределение ролей и коммуникация
Круглосуточное наблюдение и сигнализация
Проблема отрасли — операционные расходы
Причина становится понятна, если заглянуть в индустрию чуть дальше рекламы: в настоящее время вертикальное фермерство не является гарантированно рентабельным бизнесом.
Основной вызов, с которым сталкиваются компании — при высокой затратности производства их продукт не решает актуальных проблем. Если вы напрямую не связаны с продовольственной безопасностью и земельным вопросом, то в вертикальном земледелии нет острой необходимости. Это стартап с вроде бы очевидным потенциалом, но опередивший свое время.
Исследования показывают — внедрение интеллектуальных ферм оправдано в двух случаях:
- при активном спросе;
- как инновационный бизнес-подход.
Проще говоря: классические технологии доступнее и дешевле, а «новые фермеры» тратят больше, чем зарабатывают. При традиционно низкой цене на с/х продукцию, операционные расходы на этом рынке довольно высоки и составляют 80-90% от общего объема:
- большая их часть (40-60%) — это оплата труда персонала (ФОТ), еще около 20-30% — затраты на электричество, остальное — логистика, аренда и т. д.
В результате, по разным оценкам, себестоимость «салата» на выходе оказывается в десятки раз выше, чем закупочная цена конечных потребителей — ресторанов и продуктовых сетей.
Как автоматизация может увеличить рентабельность вертикальной фермы
Как с этими данными коррелирует цифровая трансформация? Ниже представлена таблица, демонстрирующая уровни автоматизации на существующих вертикальных фермах. Ее удобно использовать для понимания текущего положения и потенциала вашей компании.

Согласно исследованиям большинство коммерческих вертикальных ферм находятся на 2-м уровне (базовый рост и автоматизация). Небольшому числу хозяйств удалось выйти на 3-й уровень (конвейерная автоматизация). Лишь единицы из числа наиболее капиталоемких предприятий смогли перейти с 3-го на 4-й (адаптивная автоматизация).
Вывод: чем выше уровень автоматизации, тем меньше персонала требуется для обслуживания фермы и тем проще оптимизировать потребление ресурсов (воды, людей, энергии, денег).
Основа экономии — точные данные
В процессе работы с заказчиками мы проанализировали множество различных решений и пришли к выводу: автоматизация действительно способна изменить рентабельность вертикальной фермы. Однако для этого необходимо повысить качество и точность данных, полученных в результате отслеживания процессов производства и продаж.
По мере роста компаний (масштабирование инженерных сетей, увеличения каналов сбыта) систематизация разрозненной информации становится все более сложной задачей. Тем не менее именно консолидация и очистка данных, которыми оперируют системы управления и анализа, должны стать приоритетом, если мы надеемся оптимизировать урожайность.
Это утверждение справедливо независимо от того, о чем идет речь: о новой CRM-системе, которая отвечает за клиентский сервис, или о централизованной ERP-платформе, управляющей ресурсами, остатками на складах, логистикой и персоналом.
Преимущества точных данных
Оперируя точными данными, вертикальные фермы получают сразу несколько важных преимуществ.
Реальная информация для принятия решений
Планируете поднимать продажи, для расчетов нужны точные данные о заказчиках. Хотите понять целесообразность внедрения нового питательного раствора, понадобится информация об эффективности текущего. Нуждаетесь в дополнительных помещениях для склада, не обойтись без отчета о запасах и логистике. Качественная информация увеличивает вероятность правильных решений, и наоборот.
Оптимизация расходов
Благодаря сенсорам IoT, контролирующим условия на ярусах с рассадой и позиционирование персонала, автоматическая платформа умеет находить слабые места и помогать в их оптимизации. Например:
- забирать на себя сбор и аналитику показаний датчиков;
- оценивать тенденции потребления ресурсов (общие и конкретных участков, объектов) и предлагать лучшие решения;
- создавать прогнозируемые модели состояния среды и продукции с учетом различных сценариев на рынке;
- планировать сервисные мероприятия по техническому обслуживанию и модернизации потребляющего и генерирующего оборудования.
Для эффективности анализа программное обеспечение предоставляет многоуровневый доступ к данным и совместному редактированию в рамках популярных форматов — MS, DOC, JPEG, PNG, XLS, SCV, PDF и т. д.

Удобное распределение ролей и коммуникация
Каждый юнит в системе имеет собственный кабинет с уникальным набором функций и правами доступа.
- Руководитель ставит задачи и отслеживает исполнение.
- Агроном управляет вегетационными процессами.
- Технический персонал контролирует состояние инженерных сетей — энергосистему, климатическое оборудование, отопление и орошение.
Внедрение ERP-платформы упрощает взаимодействие и координацию между подразделениями как внутри предприятия, так и во внешнем мире — с поставщиками, заказчиками, подрядчиками.
Круглосуточное наблюдение и сигнализация
Напоминания и срочные уведомления генерируются автоматически. Система непрерывно контролирует жизненную среду растений и моментально сообщает ответственному сотруднику об изменении условий.
При необходимости платформе можно делегировать права активации дополнительных устройств и периферии, для самостоятельного управления параметрами — температурой, влажностью, освещением. Это уже пятый уровень автоматизации (самодостаточность системы).
Предиктивная аналитика
Используя данные истории и отраслевые стандарты для моделирования процессов, платформа прогнозирует сроки и объем урожая, сопоставляя их с затраченными ресурсами. Сравнивая текущие показатели с целевыми, персонал получает точное представление об эффективности производства.
Опция позволяет заранее корректировать стратегию производства, не дожидаясь наступления критической ситуации, например, образования излишков продукции на складе.
Практическая часть: как выглядит внедрение
Далее мы рассмотрим один из наших недавних кейсов по созданию ERP-платформы для российской компании, занимающейся выращиванием салатной зелени по вертикальной технологии.
Ключевая задача, озвученная заказчиком, — разработка и внедрение в структуру предприятия централизованной системы управления ресурсами. Цель проекта — сокращение расходов на производство, средство — перевод технологических и бизнес-процессов компании в автоматический режим.
Ожидаемые результаты:
- отказ от ручного труда в рутинных операциях на всех этапах цикла, от выращивания до продаж и логистики;
- предоставление качественных и количественных данных об условиях на грядках, остатках продукции на складах, коммерческой активности;
- возможность создания и анализа отчетности на основании данных, собранных с датчиков мониторинга, облачное хранение данных;
- возможность программировать, добавлять и корректировки параметры урожая, динамику продаж, складскую и транспортную логистику;
- настраиваемая система оповещения о событиях среды, возможность реализации сценария самостоятельной активации оборудования ERP-системой;
- несложный процесс активации приложений конечными пользователями, эргономичные дашборды и корректная работа ПО в среде iOS и Android.
Одним из базовых требований к новой системе была максимальная простота в настройке и масштабировании, чтобы персонал, не владеющий навыками программирования, мог самостоятельно создавать инструменты для решения внутренних задач. Именно поэтому для реализации проекта был выбран low code-подход (визуальное моделирование).
ERP с low code предлагает тот же арсенал решений, что и обычная разработка, но снижает требования к профессиональному уровню пользователей, благодаря чему большую часть тактических изменений системы могут выполнять обычные сотрудники компании.
Технический потенциал визуального моделирования не уступает возможностям классического программирования, а созданная при помощи low code платформа имеет ту же функциональность.
Функциональность платформы:
- кастомизацию интерфейсов;
- персонализацию в соответствии с ролью или группой;
- настройку функций импорта и экспорта для развертывания на предприятии;
- создание панелей мониторинга KPI;
- создание пользовательских полей данных для конкретных запросов и отчетов;
- интеграцию со сторонними сервисами;
- централизованное управление и наглядность настроек.
При этом объективными преимуществами «низкого кода» являются скорость, гибкость и относительно невысокая стоимость разработки.
Важно! Как правило, количество требований со стороны заказчика увеличивается пропорционально включения в процесс различных отделов компании. Это приводит к задержкам в работе, так как вынуждает каждый раз заново проходить этап согласования.
Имея опыт разработки IT-продуктов и понимая особенности взаимодействия сторон, мы рекомендовали стейкхолдеру заранее подумать о введении в проект ответственного специалиста со стороны заказчика, в обязанности которого будет входить обработка и систематизация запросов.
Подготовка
Задача первого этапа — создание пользовательских сценариев (user-flow) и прототипа системы. Благодаря этому мы можем демонстрировать клиенту процесс разработки, получая актуальные рекомендации относительно функциональности и дизайна платформы.
Также на этом этапе оцениваются ресурсы, составляются смета и дорожная карта проекта.
Предпринятые шаги по реализации плана:
- выезд специалистов (аналитик, дизайнер) на предприятие;
- изучение и систематизация актуальных систем и процессов;
- создание концепции и проектного решения.
По результатам анализа текущей системы формируется архитектура новой платформы, можно приступать к визуализации.
Прототипирование
Формирование интерактивного макета будущей платформы, который позволяет получить верхнеуровневое представление о функциональности и жизнеспособности платформы.
Процесс включает:
- разработку user flow — сценариев авторизации (вход и регистрация в системе), ролевых моделей (рядовой пользователь, менеджер, агроном), систем алертов (SMS, email);
- разработку task flow — пошаговых моделей взаимодействия с платформой для решения различных задач;
- подготовку ui-kit — стандартных элементов интерфейса, UI и UX дизайн экранов приложений;
- подготовку дизайн-макетов ключевых модулей системы и сценариев реализации (от задачи до решения и получения фидбэка).
По результатам этапа заказчик получил возможность протестировать удобство взаимодействия с платформой. Ниже примеры модулей, сценарии которых отработаны на этапе прототипирования.
Дашборд
Инструмент открывает доступ к статистическим срезам системы. С его помощью менеджеры и технический персонал могут отслеживать любые измеряемые процессы: нагрузку на оборудование, расход электроэнергии, условия физической среды на гектарах, фактические и планируемые объемы производства и продаж, складские остатки

Информация отображается в виде настраиваемых виджетов, с возможностью фильтрации параметров, изменений размеров и положения блоков на экране и конфигурации их содержимого.
Чек-лист
Чек-лист — список заданий для персонала, которые необходимо выполнить в заданный период: от проращивания семян до упаковки. Таким образом, ответственные за производство могут контролировать статус абсолютно любых процессов и при отставании от графика, менять приоритеты отслеживания.
Внедрение
После проверки и согласования гипотез начались работы по внедрению и тестированию MVP (ранней версии продукта) платформы в реальных условиях. Такой подход позволил за относительно небольшой бюджет получить рабочую модель системы с возможностью поэтапного масштабирования отдельных функциональных блоков.
Заказчик доволен сотрудничеством, и в данный момент мы переходим к следующей фазе, в рамках которой планируем сделать выводы по масштабированию развитию системы с акцентом на интеграцию модулей складского учета, транспортной логистики и внутреннего месседжинга.
Результат
Внедрение ERP-платформы на базе low code позволяет решить проблему ресурсоемкости вертикальной фермы быстро и без глобальных финансовых вложений. За короткое время заказчик получает жизнеспособные версии приложений для управления вегетацией, оборудованием, ресурсами, персоналом, логистикой и продажами.
Обновленные интерфейсы позволяют персоналу принимать более взвешенные решения, поставляя актуальную и точную информацию о работе из различных источников, помогая выявлять области, требующие улучшения, сокращать расходы и увеличивать прибыль. Автоматизированная система упрощает отслеживание ключевых показателей эффективности (KPI) и мониторинг прогресса в достижении целей, что приводит к повышению производительности.
Получить предложение по разработке такого же решения и рекомендации по оптимизации процессов вертикального земледелия при помощи цифровой трансформации, можно здесь.
Подпишитесь на блог WB—Tech
Никакого спама, только анонсы новых статей